Мухино
Сахакюля Sahakyla

Пристанционный поселок. До 1939 г. деревня Sahakyla входила в состав волости Каннельярви Выборгской губернии (Финляндия). В переводе на русский язык топоним Сахакюля означает «Лесопильная деревня». В свое время здесь находилась площадка, на которой складировали и обрабатывали лесоматериалы, сплавляемые затем по рекам Райволанъйоки и Ваммелъйоки и далее по Финскому заливу к верфям строящегося Санкт-Петербурга.

Как явствует из того же названия, Уусисаха (или Новая Лесопильня) возникла несколько позднее, чем соседняя деревня Ванхасаха. Основную часть населения местечка Уусисаха составляли бывшие безземельные крестьяне (торпари) деревень Сюкияля и Куутерселькя, которые получили от государства за небольшой выкуп земельные участки и обосновались на них. Одновременно за счет государства от деревни Сюкияля к Сахакюля была проведена грунтовая дорога. Хотя для торпарей отводилось 28 участков, освоить третью часть от общего количества смогли только несколько семей.

Деревня вытянулась вдоль правого берега реки Райволанъйоки, которая в старину, до возникновения селения Райвола, называлась Линтуланъйоки. Пойменные луга и небольшие поля приносили крестьянам необходимый запас продовольствия для обеспечения своих семей и прокорма домашнего скота. О продаже излишков речи не было. Рыболовство, работа на лесосплаве и лесозаготовках добавляли средств в семейный бюджет. Севернее деревни лежало обширное грядово-озерковое верховое болото Мерисуо, возникшее на месте озера. В начале века коммерческий советник г. Выборга Халленберг основал завод по производству торфяной подстилки, базовое предприятие которого находилось в Келломяки (100 га), а филиал – в Сахакюля на болоте Мерисуо (20 га). На добыче этого ценного прежде сырья работали многие жители окрестных деревень, в том числе и Сахакюля.

С 1868 по 1870 гг. через реку Райволанъйоки строители возводили деревянный железнодорожный мост, который являлся по тем временам образцом высокого искусства инженерной мысли. Большие трудности вызвало и сооружение железнодорожной насыпи через болото Мерисуо, для чего потребовалось не только насыпать дамбу, но и осушить 17 маленьких озер, разбросанных по этому болоту.

Сельские дети посещали народную школу деревни Сюкияля, до которой приходилось проделывать путь в 6-8 километров в один конец, ведь железнодорожная платформа Мерисуо появилась здесь только накануне советско-финляндской войны. Тогда в деревне было уже 12 дворов. Хотя территория деревни входила в состав Сюкияля, три двора в северной ее окраине относились к деревне Куутерселькя.

Деревня Сахакюля занимала важное стратегическое положение в системе обороны Карельского перешейка. Железнодорожный мост был тому не единственной причиной. Уже во времена гражданской войны 23.4.1918. немецким подразделениям майора Стахела удалось обходным маневром захватить этот деревянный железнодорожный мост целым и невредимым, после чего немцы вступили в затяжной бой с красным бронепоездом на станции Райвола. К вечеру красные были выбиты и оттуда.

Летом 1939 г. в районе деревни было построено несколько полевых укрытий. К осени в них заняли оборону подразделения группировки «Уусикиркко». Гражданское население начало покидать деревню Сахакюля, когда разнеслась весть о том, что Красная Армия перешла границу Финляндии.

2 декабря 1939 г. части 70-й стр. дивизии приступили к форсированию реки Райволанъйоки на участке Сахакюля, который защищала 4-я погранрота, а также 3-я рота 3-го отдельного батальона под общим командованием капитана Варко, но задержать наступающую Красную Армию более чем на сутки им не удалось. Железнодорожный мост был поврежден, но советские саперы, вероятно, оперативно восстановили его, поскольку вскоре туда была заброшена финская диверсионная группа для подрыва этого объекта. Но мост так усиленно охранялся, что боевое задание выполнить ей так и не удалось.

После кратковременного мира вспыхнула новая война. 30 августа 1941 г. II-й батальон майора Висапуу 46-го пех.полка подавил очаг сопротивления советских частей в районе Сахакюля и к вечеру овладел станцией Райвола.

В период с 1942 по 1944 гг. вдоль правого берега реки Райволанъйоки возводилась главная оборонительная полоса линии ВТ («Ваммелсуу-Тайпале»). Мощных долговременных сооружений на ней практически не было, но бетонированные убежища и огневые точки располагались достаточно плотно. Вдоль линии в обе стороны от станции Мерисуо были построены рокадные железнодорожные ветки для снабжения узлов обороны боеприпасами.

Летнее наступление советских войск началось в самый неподходящий для финской армии момент переформирования боевых частей. 14 июня 1944 г. после двух суток ожесточенных боев части 109-й стр. дивизии прорвали укрепленный узел линии ВТ в деревне Сахакюля, оборону которого держал I-й батальон 53-го пех.полка. Контрударом финнам удалось отбить свои позиции, но последовал новый прорыв, который удалось ликвидировать только получив подкрепление. И все-таки, когда прорвавшаяся через Куутерсельский перекресток советская танковая колонна подошла к деревне Сюкияля, то оказавшемуся под угрозой окружения I-му батальону майора Яхнукайнена пришлось оставить позиции Сахакюля.

По окончании военных действий в районы прошедших боев прибыли советские саперы для разминирования территории и уничтожения фортификационных сооружений. Боевые казематы и железобетонные укрытия линии ВТ взлетели на воздух. Не успел дым развеяться, как в уцелевших домах снова появились советские переселенцы.

По постановлению общего собрания граждан деревне Сахакюля зимой 1948 г. присвоили новое название – «д. Ключевая». Вскоре граждане передумали и назвали деревню «Прохладная». После чего началась чехарда перекидывания названий с одних поселков на другие. Так, деревня Горки, нареченная вначале «Мухино» с мотивировкой «в память ст. лейтенанта Мухина И. В., похороненного в братской могиле на территории Райволовского сельсовета» (Мухин Иван Васильевич, 1911 г.р., заместитель командира батальона 187-го сп, погиб 10 июня 1944 г. при штурме «Карельского вала»), осталась при своем прежнем названии, а новый ярлык перенесли на деревню Сахакюля. Платформу Мерисуо не переименовали только потому, что, вероятно, станция Мухино где-то уже была. В итоге ей просто присвоили цифровой код – «пл. 63-й км».

Прошло время, которое изменило все вокруг до неузнаваемости. Нет более и в помине болота Мерисуо. На его месте теснятся теперь садоводческие кварталы. Полностью застроена и северная половина бывшей деревни Сахакюля. Давным-давно рельсы железнодорожных веток отправлены в утиль. Насыпи частично используются как проселки. Над рекой за столетие сменился не один мост. И лишь рваные края железобетонных плит, да гранитный оскал противотанковых надолб напоминают небезразличному к прошлому этой земли человеку о битвах за право жить на ней.